03.jpg
^
^
^

Карта возрастных особенностей первоклассника

Восприятие достаточно развито. Различает цвет, форму, размер. Выделяет яркое, но не всегда существенное. Постепенно становится нацеленным, произвольным.


Внимание непроизвольное. Необходима частая смена деятельности, использование словесных инструкций, игровых элементов обучения.


Память непроизвольна. Способность к произвольному, осмысленному запоминанию только начинает складываться.


Преобладает наглядно-образное мышление. Начинает развиваться словесно-логическое, абстрактное. Требуется наглядность.


Первоклассник только учится управлять своими эмоциями. Впечатлителен, отзывчив на все яркое, новое, необычное. Возможны отклонения: тревожность, страхи, ранимость, агрессия, эмоциональная расторможенность.


В стадии формирования способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям. Сложно регламентировать деятельность. Важным условием развития произвольности является участие взрослого.


Ведущая деятельность меняется с игровой на учебную.


Учебно-познавательная мотивация в стадии развития. Появляется способность ставить цели и добиваться.


Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого. При завышенных ожиданиях взрослого тревожность, утомление. При длительном неуспехе – потеря желания быть «хорошим».


Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника.


Кризис 7лет проявляется в потере ребенком наивности, непосредственности. Появление осмысленности своих действий, переживаний, рефлексия. Появление внутренней жизни. Дети часто неуправляемы, замкнуты. Важно не давить, но и не допускать вседозволенности. Оказывать поддержку, помогать.


Эмоционально зависим от учителя. Страх перед учителем приводит к проблемам в учебной деятельности. Постепенно осознает достоинства и недостатки.


Хочет быть «как все», следовать за сверстниками, и быть лучше всех.


Повышается конфликтность в семье. Идеальный образ родителей рассеивается. Наблюдается разочарование в родителях. Осознает, что родители – обычные люди со своими «плюсами и минусами».